|
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ (часть III)
Диктатура Цезаря. Известный римский философ Луций Анней Сенека отмечал, что среди убийц Цезаря было больше друзей, чем врагов. Это утверждение можно объяснить лишь тем, что со временем правление Гая Юлия Цезаря принимало все более ярко выраженные формы абсолютизма. Почести, оказываемые ему, казалось, были нацелены лишь на то, чтобы возвысить его над человечеством. В другом источнике говорится о том, что власть Цезаря осуществлялась в форме диктатуры.
Гай Юлий Цезарь - диктатор
|
Сначала (осенью 49 г. до н.э.) Цезарь получил диктаторские полномочия, так как это было единственным решением конституционного кризиса, возникшего в результате бегства магистрата и сената. Этими полномочиями его наделили для того, чтобы выборы (в том числе выборы самого Цезаря на должность консула) состоялись в должном порядке. Надо отметить, что установлению в Риме диктатуры существовали прецеденты. В 48 году до н.э. Цезарь был назначен диктатором во второй раз, возможно, на неограниченный период, хотя у избирателей и были свежи воспоминания о грозном и непопулярном правлении Суллы. В мае 46 года до н.э. Гай Юлий Цезарь в третий раз стал диктатором, на этот раз на десять лет, и, по-видимому, это положение ежегодно подтверждалось, поэтому в мае 45 года до н.э. Цезарь стал диктатором в четвертый раз. Наконец к 15 февраля 44 года до н.э. Цезарь становится пожизненным диктатором. Это не только изменяло срок полномочий диктатора, так как по традиции диктатура устанавливалась как временная мера лишь в те моменты, когда государство переживало серьезный кризис, но назначение пожизненного диктатора в Риме означало введение военных порядков в Италии и нарушало конституционные нормы, такие, как intercessio и provocatio (возрождение и апелляция), которые гарантировали свободы римлянам. Помимо звания пожизненного диктатора Цезарь ежегодно принимал и звание консула, исключая 47 год до н.э. (когда не избирались курульные магистраты, за исключением последних трех месяцев в году). Специальными распоряжениями Цезарь был наделен рядом других привилегий и полномочий. Одними из наиболее важных были трибунские полномочия (tribunicia potestas), которые, очевидно, не ограничивались сроком и местом (например, Римом) и отправлялись без коллеги. Таким образом, Цезарь получил уникальное право заключать мир, вести войну и распоряжаться государственной казной. Римские историки Дион и Светоний утверждали, что в 46 году до н.э. Цезарь получил и полномочия о надзоре за законами и нравами (praefectura legum et morum), т.е. цензорство, хотя Моммзен с этим не согласен. Возможно, некоторые основания для этого утверждения были в статьях закона, устанавливающего третью диктатуру. По словам Диона, Цезарь стал пожизненным цензором в 44 году до н.э. Кроме титула диктатора, который, несомненно, имел неприятные ассоциации и формально был отменен по предложению Антония после смерти Цезаря. Он сосредоточил в своих руках такую власть и полномочия, что его правление мало чем отличалось от принципата Августа. Само по себе принятие пожизненной диктатуры вряд ли может объяснить убийство Цезаря. Но бесспорно то, что последние шесть месяцев своей жизни Цезарь стремился не только стать монархом в полном смысле этого слова, но и создать вокруг себя ореол божества, который бы признали как римляне и греки, так и жители Востока и варвары. Статуя Цезаря была установлена рядом со статуями семи царей Рима. Он восседал на троне из золота, скипетр его был сделан из слоновой кости, а платье расшито богатым орнаментом. Все это по традиции принадлежало царям.
Монета с изображением Гая Юлия Цезаря
|
Он дал возможность своим сторонникам выступить с предложением даровать ему царский титул, позволив им распространять по городу слухи, будто в древних книгах сказано, что парфян сможет победить только царь. И когда однажды на луперкалиях 15 февраля 44 года до н.э. Антоний возложил диадему на его голову, Цезарь лишь скрепя сердце отказался от нее, услышав недовольство толпы. Во время торжественного шествия в цирке (Pompa circensis) среди статуй бессмертных богов несли и статую Цезаря. В храме Квирина была установлена его статуя с надписью: " Непобедимому Богу". Коллегия луперков носила его имя - Юлиева. Удовлетворяя его амбиции, были назначены и фламины, как жрецы его божества. Все это возмущало аристократов-республиканцев, которым казалось естественным, что победоносные военачальники могут принимать божественные почести от каких-нибудь греков и азиатов, но непростительным то, что римлянину оказывают такие же почести и поклонения римляне.
Деятельность Цезаря осталась незавершенной, и это нужно иметь в виду, рассматривая реформы в области законотворчества и управления государством. В одном из источников дается оценка всего сделанного, но, возможно, было бы верным выделить из целого списка мер, принятых Цезарем, те, которые имели и впоследствии огромное значение и указывали на то, что Цезарь тонко чувствовал проблемы империи и умел их решать. Союзническая война привела к распространению права римского гражданства на территории Италии до реки По (ныне Пад). Оставалось лишь даровать это право жителям Транспаданской Италии, установить единую систему местной администрации и создать представительские институты. В результате чего интересы всех граждан Италии будут представлены в правительстве Рима хотя бы несколькими голосами. До окончательного понимания важности этого шага Цезарь так и не дошел, как и другие государственные деятели античности. Но первой мерой по установлению контроля над Италией было предоставлено гражданских прав жителям Транспадании, чьи требования Цезарь последовательно защищал. В 45 году до н.э. он провел в жизнь Lex Iulia Municipalis (закон Юлия о муниципиях), законодательный акт, некоторые важные фрагменты которого написаны на двух бронзовых табличках, найденных в Гераклее, рядом с Тарентом.
Этот закон касается и органов охраны правопорядка и санитарной обстановки Рима. Исходя из этого, Моммзен доказывал неверность утверждения о том, что Цезарь намеревался уменьшить статус Рима до муниципального города. Маловероятно, что дело обстояло именно так, Цезарь не произвел никаких далеко идущих изменений в управлении столицей. Они были сделаны позднее Августом. Но присутствие упомянутых статей в Lex Iulia Municipalis можно рассматривать как внесение поправок в законопроект. В законе оговаривается устройство местных сенатов, их члены должны были быть не младше тридцати лет и нести военную службу. Сенаторами не имели права избираться люди, приговоренные к наказанию за различные преступления неплатежеспособные или те, которые дискредитировали себя аморальным поведением. Закон обязывал местные магистраты проводить перепись населения в то же время, что и в Риме, и в течение шестидесяти дней посылать данные переписи в столицу. Существующие выдержки из закона мало говорят о децентрализации функций правительства, но из Lex Rubria (закона Рубрия), который был написан для транспаданских районов, чьим жителям Цезарь дал право римского гражданства (в то же время надо помнить о том, что Цизальпинская Галлия оставалась провинцией до 42 года до н.э.), мы можем прийти к выводу, что за муниципальными магистратами сохранялось право действовать самостоятельно во многих случаях. Однако Цезарь был недоволен единой системой местных органов власти, оформившейся в Италии. Он был первым, кто провел широкомасштабную колонизацию земель, простиравшихся за морем. Начало этому было положено еще народными трибунами Тиберием и Гаем Гракхами. Будучи консулом, в 59 году до н.э. Цезарь основал колонии ветеранов в Кампанье, проведя Lex Iulia Agraria (аграрный закон Юлия), и даже установил правила для основания подобных поселений. Став диктатором, он создавал многочисленные колонии как в восточных, так и западных провинциях, в частности в Коринфе и Карфагене. Объясняя такую политику Цезаря, Моммзен подчеркивал, что "господство городских общин Рима на берегах Средиземного моря подходило к концу", и говорил, что первым шагом "нового средиземноморского государства" было "искупить вину за два грубейших нарушения закона, которые эта городская община совершила над цивилизацией". Однако с такой точкой зрения нельзя согласиться. Места оснований колоний Цезаря выбирались исходя из расположения торговых путей, и мысль о том, что граждане Рима должны перестать занимать доминирующее положение в бассейне Средиземного моря, не могла прийти в голову диктатору. Многие жители колоний были ветеранами, воевавшими под началом Цезаря. Большую часть также составлял городской пролетариат. Существует документ о создании колонии в Урсо на юге Испании. Колония эта называлась Colonia Iulia Genetiva Urbanorum. Предпоследнее слово в названии произошло от Венеры-Матери, прародительницы дома Юлиев, последнее слово указывает на то, что колонисты происходили из простых горожан. Соответственно для муниципалов свобода при рождении не является необходимым условием, как в Италии. Основывая колонии, Цезарь распространял римскую цивилизацию и на них. Во времена республики она существовала лишь в границах Апеннинского полуострова. Недостаток времени мешал Цезарю провести в жизнь и другие проекты, такие, как выкопать канал через Истмийский (Коринфский) перешеек. Целью этого замысла было наладить торговлю и связь между всеми римскими доминионами. Современники Цезаря говорили, что перед смертью диктатор замыслил восстановить империю в ее естественных границах и собирался начать войну с Парфянским царством. В случае победы римская армия дошла бы до Евфрата. Из других деяний Цезаря следует выделить решение сделать так, чтобы империя управлялась в настоящем смысле этого слова и не эксплуатировалась больше правителями. Диктатор осуществлял строгий контроль над своими наместниками (legati), которые ввиду военного подчинения были ответственны перед ним за управление их провинций.
Труды Цезаря и его характер. Из тех трудов Цезаря, которые дошли до нас, семь книг Commentarii de bello Gallico (.Записки о галльской войне), очевидно, были написаны в 51 году до н.э. и содержит описания кампаний, проводившихся в Галлии вплоть до окончания предыдущего года (восьмая книга, написанная Гирцием, является дополнением, повествующем о событиях 51-50 гг. до н.э.). Три книги Цезаря "De bello civili" ("О гражданской войне") повествуют о борьбе Цезаря и Помпея (49 - 48 гг. до н.э.). Достоверность фактов, изложенных в книге, была поставлена под сомнение Азинием Поллионом еще в античные времена. Не менее часто возникает целый ряд вопросов и у современных исследователей. Книга "Записки о галльской войне" выдерживает в целом проверку критикой, однако и в ней точность повествования вызывает определенные сомнения. (В свет эта книга вышла в свет в очень удачное время, чтобы показать римлянам, какую большую службу сослужил Цезарь для Рима). "О гражданской войне", особенно в начальных главах, грешит искажениями. Повествование Цезаря о начале борьбы и мирных переговорах на исходе военных действий расходится со свидетельствами Цицерона, дошедшими до наших времен в его переписке.
Марк Туллий Цицерон |
Иногда Цезарь дает неверные географические данные тех или иных событий. Историки располагают очень немногими отрывками других работ Цезаря, его политических памфлетов (Anticato - "Против Катона"), трудов по грамматике латинского языка (De Analogia - "Об аналогии") или поэм. Все авторитеты того времени писали о Цезаре как о непревзойденном ораторе. Цицерон (Брут, 22) писал: "De Caesare ita iudico, illum omnium jere oratorum Latine logui elegantissime" ("Считаю, что из всех латинских ораторов Цезарь говорит наиболее изысканно"). Квинтилиан говорит, что если бы Цезарь учился ораторскому искусству, то был бы единственным соперником Цицерона.
Отношение историков к Цезарю всегда зависело от их политических симпатий. Все признавали его гений военачальника. Лишь немногие не отдавали должное его обаянию и великодушию. Именно эти черты завоевали расположение Цицерона. Лишь в немногих случаях его обращение к милосердию Цезарю не находило ответа. И действительно, Цезарь с удивительной терпимостью относился ко всем, кроме идейных соперников. Личная жизнь Цезаря не была образцом для подражания, особенно в юности. Но все же сложно поверить в те страшные истории о нем, которые сочинялись его оппонентами, например о его отношениях с царем Вифинии Никомедом. Что же касается характера Цезаря как общественного деятеля, то здесь, возможно, никогда не будет достигнуто соглашение между теми, кто считает цезаризм величайшим явлением в политической жизни, и теми, кто считает, что, уничтожив свободу, Цезарь упустил уникальную возможность и подавил чувство достоинства в человеке. Последняя точка зрения, к сожалению, подтверждается тем бесспорным фактом, что Цезарь с недостаточным вниманием и уважением относился к историческим институтам Рима, которые, имея великолепные традиции, могли бы по-прежнему являться органами реальной политической жизни. Цезарь увеличил число сенаторов до девятисот и ввел в сенат жителей провинции, но вместо того, чтобы превратить этот орган управления в великий совет империи, который представлял бы различные расы и нации, диктатор относился к нему с преднамеренным неуважением. Цицерон пишет, что Цезаря называли инициатором указов, о которых он ничего не знал, и его имя использовалось при вручении титула царя правителям, о которых он никогда не слышал. Подобным образом Цезарь относился и к античным магистратам республики. Именно этим была заложена практика недооценки самоуважения подчиненных диктатора, и все это в конце концов привело к тому, что будущие императоры стали править нацией рабов. Мало людей умели использовать вдохновение так же легко, как Гай Юлий Цезарь; мало людей пострадало больше, чем Гай Юлий Цезарь, от иллюзий гения.
|